О ПРОБЛЕМАХ ЗАЩИТЫ ГОРОДА ОТ ПОДТОПЛЕНИЯ. ВЫПУСК 3

25.12.2012.

О проблемах инженерной защиты г. Саратова от подтопления.

Выпуск 3

О причинах возникновения затопления участка автомагистрали Московское шоссе на пересечении с железной дорогой по 1-му Московскому проезду (микрорайон ВСО) и о мероприятиях по защите автомагистрали и железной дороги.

Проблемы со сбросом стока на Московском шоссе возникли в результате изменения естественных воднобалансовых условий при строительстве разъезда Трофимовский-2.

Местность представляет собой седловину водораздела дочетвертичной эрозионной равнины. Здесь разделяется сток между долинами северного направления (через разъезд Трофимоский-2) и северо-западного направления – по 2-му Московскому проезду.

Формирование железнодорожных насыпей по разъезду Трофимовский-2 препятствует естественному направлению стока. Предпринятые ОАО «РЖД» мероприятия по пропуску стока через разъезд оказались не эффективными. Для борьбы с создавшейся ситуацией подтопления железнодорожных путей с нагорной стороны площадки Трофимовский-2 была сформирована сбросная система (подземный трубопровод) от кювета железной дороги через автомагистраль и далее с внешней стороны поворотного участка железнодорожной насыпи в днище долины по 2-му Московскому проезду с водовыпуском на рельеф. Однако такое мероприятие оказалось малоэффективным из-за незначительного уклона водоотвода по кювету. Как на площадке разъезда так и с нагорной стороны ее поверхностные воды застаивались. Для предупреждения застоя вод на площадке разъезда силами ОАО «РЖД» была построена система глубоких закрытых водоотводных лотков как с нагорной так и с подгорной сторон разъезда с водовыпуском на рельеф (на откос насыпи) и далее на плоскость автомагистрали. От пониженного участка автомагистрали был построен подземный сбросной трубопровод сечением 1000мм по которому по настоящее время воды перебрасывается с автомагистрали в днище долины по 2-му Московскому проезду.

Недостатками этого решения является то, что из лотка вода изливается на откос насыпи, размывает ее, переносит большое количество влекомого грунта из-за чего очень быстро засоряется водосбросная канализация. Быстрому засорению сбросной канализации способствует также и то, что уклоны ее лотка не выдержаны, имеются участки с обратным уклоном, имеют место также повороты под острым углом. Недостаточная скорость потока по сбросной канализации обусловила возможность образования на водовыпуске конуса выноса грунта – дельты.

Таким образом в настоящее время наблюдаются следующие неблагоприятные инженерно-геологические ситуации:

- затопление автомагистрали в период интенсивных дождей; активизация суффозии(глубинных размывов грунта);

- размыв откоса железнодорожной насыпи;

- формирование конуса выноса влекомого по сбросному трубопроводу грунта на водовыпуске и подтопление садоводческих участков.

Предупредить негативные процессы увеличением частоты прочистки канализации не представляется возможными.

Каковы же пути решения сложившейся проблемы?

Прежде всего необходимо доработать проект строительства водоотводных лотков по разъезду Трофимовский-2 . На водовыпуске необходимо построить камерный отстойник от которого лотком сбросить воду на плоскость автомагистрали Московского шоссе.

В низком месте автомагистрали, смонтировать дождеприемники бокового приема (в бордюр), что позволит увеличить скорость потока по сбросному трубопроводу. Сбросной трубопровод переложить на участках с обратным уклоном и на участках остроугольных поворотов. Нарастить сбросной трубопровод в месте сформированного конуса выноса на водовыпуске до основного русла в днище долины по 2-му Московскому проезду. В месте подсоединения сбросного трубопровода к руслу долины построить камерный отстойник, от которого нарастить трубу сечением 1400мм до существующего коллектора по 2-му Московскому проезду совместно с ООО «Завод ЖБК-2», СОГЛАСНО ту № 444 от 25.01.07 г.

Выполнение этих мероприятий (проектирование и строительство) возможно осуществить силами ОАО «РЖД» в последовательности: сначала выполняется мероприятия в зоне отчуждения земель под железную дорогу, а затем в днище долины по 2-му Московскому проезду.

Хотелось бы узнать мнение руководства Приволжской железной дороги по решению проблем регулирования стока по разъезду Трофимовский-2.

В следующем выпуске рассмотрим проблему инженерной защиты от подтопления жилых домов в долине Клинического ущелья в Октябрьском районе города Саратова.

Яндекс.Метрика